“Роснефть” после покупки “Башнефти” продлила заключенный в 2013 году контракт с китайской CNPC о поставках нефти до 2024 года, увеличив объем на 30%, до 10 млн тонн в год. Нефть пойдет транзитом через Казахстан. Хотя собеседники отмечают, что новые 3 млн тонн нефти в год будут поставлены дополнительно к предыдущим соглашениям, вопрос поставки примерно такого же объема по Сковородино–Мохэ по-прежнему не решен из-за проволочек с китайской стороны. В прошлом году “Роснефти” удалось получить необходимые мощности для перевалки этой нефти в порту Козьмино, потеснив другие российские нефтекомпании, пишет “Коммерсантъ”.
“Роснефть” продлила контракт с китайской CNPC на поставку нефти через территорию Казахстана, заключенный в 2013 году, одновременно увеличив его объем. Согласно сообщению компании, прежний пятилетний контракт с объемом поставок в 7 млн тонн в год будет продлен до 2024 года, а объем поставок вырастет до 10 млн тонн в год. Таким образом, с текущего момента до 2024 года “Роснефть” поставит в Китай 70 млн тонн нефти.
Транзитная схема поставок через Казахстан выглядит таким образом: “Роснефть” поставляет свою нефть на Павлодарский НПЗ, Казахстан взамен поставляет свою нефть в Китай по нефтепроводу Атасу–Алашанькоу. Такой вариант позволяет “Роснефти” экономить на транспортных тарифах. По словам Вячеслава Мищенко из Argus Media, в прошлом году на Павлодарский НПЗ было поставлено 5 млн тонн нефти, еще 2 млн тонн — транзитом. Он также напомнил, что увеличение транзита должен еще утвердить казахский оператор “Казтрансойл”. По словам собеседников, дополнительные 3 млн тонн точно будут идти транзитом, так как переработать их на Павлодарском НПЗ невозможно.
Собеседник, знакомый с ситуацией, отметил, что дополнительные 3 млн тонн нефти — это абсолютно новый объем, а не перебрасывание объемов с предыдущих контрактов “Роснефти” с CNPC. В настоящее время поставки “Роснефти” в Китай осуществляются также танкерами из Козьмино, а также по нефтепроводу Сковородино–Мохэ. Китайская сторона затягивает расширение этого нефтепровода, из-за чего в прошлом году “Роснефти” пришлось поставлять 3,5 млн тонн нефти, первоначально предназначенные для транспортировки трубой, через Козьмино. Но, как отмечают собеседники, предполагается, что уже в этом году нефтепровод будет доведен до полной мощности в 30 млн тонн в год. Однако глава “Транснефти” Николай Токарев выражал сомнение в том, что китайская сторона расширит нефтепровод на своей стороне даже к 2018 году.
Новые объемы нефти для Китая “Роснефть”, скорее всего, изыщет из баланса приобретенной в прошлом году “Башнефти”. Как пояснил советник главы компании Игорь Демин, 3 млн тонн дополнительных поставок в Казахстан будут обеспечены башкирской нефтью с высоким содержанием серы (3,5%), так как у компании есть поручение Минэнерго об уменьшении содержания серы в поставках в западном направлении. С учетом смешивания с западносибирской нефтью уровень серы в поставках в Казахстан составит 1,5% при допустимых 1,6% (согласно контракту). Насколько в итоге вырастет для “Роснефти” тариф на поставки через Казахстан, пока неясно. В прошлом году такие поставки были, по данным компании, более выгодны, чем альтернативные маршруты. Так, тариф от месторождений “Уватнефтегаза” в Китай через Казахстан в прошлом году был на уровне 2,08 тыс. руб. на тонну, тогда как от месторождений “Верхнечонскнефтегаза” до Козьмино — 2,37 тыс. руб. за тонну, а от Ванкора до границы Китая — 2,47 тыс. руб. на тонну.
|